Институт Практикующих Юристов

В России предлагают создать отдельное ведомство по миграционной политике

Сенатор Владимир Джабаров считает, что оно должно заниматься не только оперативной работой, но и планированием процессов, связанных с массовым въездом в страну иностранцев


Чтобы предотвращать кризисы, обусловленные наплывом беженцев или засильем мигрантов, стране нужна единая федеральная структура, которая займется стратегическим планированием миграционных процессов с точки зрения безопасности и ситуации на рынках труда. Такую точку зрения высказал первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров 2 февраля в пресс-центре «Парламентской газеты», где эксперты и парламентарии обсудили возможность разработки единых международных стандартов по преодолению миграционных кризисов.
 
«Пока что мы не можем договориться даже по элементарным вопросам безопасности. А ведь одно из условий ее обеспечения — это в том числе предупреждение неуправляемых миграционных потоков. Они и сейчас продолжают двигаться на Европу. Но такое впечатление, что Запад, порушив мирную жизнь в странах Ближнего Востока, хочет спрятаться от беженцев за «стенами» своих границами. Думаю, этого у них не получится», — считает парламентарий.
 
Между тем, как напомнил первый замглавы комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Михаил Аничкин, есть действующая конвенция ООН о статусе беженцев, которую в разное время подписали 150 стран мира, включая страны Европы. Наряду с общими понятиями там, в частности, прописано, что каждый беженец должен подчиняться законам и мерам по обеспечению общественного порядка в стране, в которую прибыл. А государства — подписанты конвенции должны применять положения конвенции к беженцам «без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения». Похоже, в Польше, где не так давно военные отстреливали беженцев в лесах, про этот документ не слышали.
 
В свою очередь, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркнул: между беженцами, которые сотнями тысяч рвутся в Европу, и трудовыми мигрантами, которые едут в те же страны ЕС или Россию, существует огромная разница. И ее надо учитывать при выработке антикризисных миграционных стандартов. А ведь есть еще, по словам Жарихина, особые типы миграции, например переезд в цивилизационные центры, которые находятся не только в больших городах Европы или США, но и в России, или прибытие в страну соотечественников из-за рубежа, которым, как уверен эксперт, должны предоставляться существенные льготы при получении гражданства.
 
Насколько велики сегодня риски того, что большие миграционные кризисы могут возникнуть не только в Европе, но и в России? Эксперты считают, здесь нам есть над чем серьёзно задуматься. В частности, член Общественной палаты Максим Григорьев указал на необходимость тщательно изучить отрицательный миграционный опыт не только Европы, но и США, где, как сообщил эксперт, незаконно пересекает границу до пяти миллионов человек ежегодно.
 
Речь идет не только о росте уровня криминала в местах скопления мигрантов, а об опасности создания районов-«анклавов» внутри мегаполисов. Привычка жить в чужой стране, не обращая внимания на ее традиции и порядки, приводит, по словам экспертов, к следующему: если первое поколение переселенцев приезжает в страну, то их дети, как правило, уже не хотят трудиться в поте лица. Это в том числе порождает усиление этнической преступности, включая террористически ориентированные группировки. 
 
Всё говорит о том, что, помимо оперативной работы (отслеживание мигрантов, выдача разрешений им на проживание в РФ и так далее), которой занимается Главное управление МВД по вопросам миграции (бывшая ФМС России), необходимо вырабатывать прогнозы развития ситуации и пути решения проблем, порожденных миграционными кризисами. Владимир Джабаров уверен, что одно управление МВД просто физически не сможет заняться этим — не хватит сотрудников.
 
33d6755fda5ba636f2d0ec710b7465cd

В России могут усовершенствовать институт убежища

Предлагается принять новый единый законодательный акт, который комплексно урегулировал бы отношения в сфере предоставления убежища иностранным гражданам. В частности, речь идет о закреплении на законодательном уровне четырех видов убежища: предоставление статуса беженца, временное убежище, политическое убежище, временная защита – и критериев для их получения, соответствующих международным нормам права. Законопроект, направленный на совершенствование данного института в целях обеспечения выполнения Россией международных обязательств по отношению к ищущим на ее территории защиту лицам, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/01-22/00124403). Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза документа закончатся 8 февраля.

Содержащееся в проекте определение правового статуса беженца корреспондирует критериям понятия беженец Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и удовлетворяет следующим условиям:

  • наличие у лица обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране своей гражданской принадлежности;
  • отсутствие возможности пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности или желания пользоваться такой защитой вследствие указанных выше опасений;
  • отсутствие возможности или желания у лица, не имеющего определенного гражданства и находящегося вне страны своего прежнего обычного местожительства, вернуться в нее вследствие таких опасений.

Правом на получение временного убежища предлагается наделять лиц, в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве они могут быть подвергнуты пыткам и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению. Право на предоставление политического убежища, в свою очередь, предусмотрено для лиц, ищущих защиту от преследования в стране гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность. Последняя разновидность убежища – временная защита – определяется документом в качестве экстренного предварительного средства обеспечения безопасности иностранных граждан, массово прибывших на территорию РФ.

Для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, проектом предусмотрена обязанность прохождения процедуры дактилоскопирования и фотографирования, а также обязательного медицинского освидетельствования. Особое внимание отводится соблюдению конфиденциальности сведений о соискателях убежища и лицах, получивших его: предлагается установить запрет на предоставление кому бы то ни было информации в отношении указанных лиц без их письменного согласия – за исключением органов государственной власти РФ, которым такая информация необходима для исполнения своих полномочий, либо органов государственной власти третьего безопасного государства, на территорию которого получившие убежище лица добровольно выехали.

Помимо этого, спроектирована норма, предоставляющая право приобретения убежища не только самому соискателю, но и членам его семьи. При его одновременном прибытии в Россию с семьей решение планируется принимать с учетом сохранения ее целостности как в отношении несовершеннолетних членов семьи, так и лиц старше 18 лет. Вместе с тем лицо, получившее убежище на территории России и прибывшее отдельно, вправе подать заявление и получить убежище по одному месту пребывания со всеми членами семьи.

В случае принятия на основе законопроекта соответствующего закона лица, получающие убежище в России, смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения. Отметим, на сегодняшний день указанные гарантии законодательно не закреплены.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он отражает накопленный опыт правового регулирования вопросов предоставления отдельных видов убежища. По мнению авторов документа, его принятие позволит решить ряд вопросов в системе предоставления убежища. Напомним, на сегодняшний день законодательно закреплены только механизмы приобретения статуса беженца и политического убежища – они регулируются положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-I "О беженцах" и Указа Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища". В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы в России предстоит создать унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на ее территории с лицами, ищущими убежище. Для этого, в свою очередь, необходимо систематизировать и модернизировать законодательство в указанной области.

170

Минздрав хочет продлить срок сертификатов об отсутствии ВИЧ для мигрантов

8 февраля Минздрав РФ опубликовал проект приказа, продлевающий срок действия сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции с трех до 12 месяцев. Такие сертификаты должны предоставлять иностранные граждане и люди без гражданства, приезжающие в Россию, по планируемому порядку — раз в год. 

Как сертификат решает, жить и работать ли мигранту в России, АСИ рассказал Кирилл Барский, руководитель программ фонда «Шаги». 

Запрещено пожизненно

В России до сих пор действуют достаточно жесткие критерии для въезда. Если человек прибывает с туристическими целями или к родственникам в гости ненадолго, ему не нужно сдавать никаких анализов.

Но если человек приезжает работать или собирается оставаться в стране, система обязывает его сдавать в течение трех месяцев с момента пребывания анализы на отсутствие ВИЧ, ИППП, туберкулеза и других заболеваний. Это нужно, чтобы получить сертификат, который в свою очередь требуется, чтобы получить разрешение на временное пребывание, вид на жительство и трудовой патент. 

Сдаются такие анализы строго в учреждениях Роспотребнадзора.

Предоставлять такие полномочия какому-то еще учреждению никто не собирается, хотя в том же миграционном центре в Сахарово огромные очереди, отмечает Барский, потому что это вопрос денег. Анализы для сертификата стоят порядка 5-7 тыс. рублей. 

Если приехавший в Россию человек не пошел сдавать анализы в течение трех месяцев, он не получает право оставаться в стране. Если во время анализов у человека выявили ВИЧ, его будут выдворять. 

«Система построена так, что никто не задает вопросов, есть ли у человека супруги, дети или родители с гражданством РФ или постоянно проживающие в России. Ему автоматически выдается решение о нежелательности его пребывания в стране. Эти данные передаются в МВД, и человеку при любом контакте с этой службой сообщат, что ему пожизненно запрещен въезд в Россию», — объясняет Кирилл.

По его словам, система не учитывает, что человек, который принимает терапию, не может передать ВИЧ. Система считает, что таких людей из страны нужно выселить. 

Граждане, у которых есть родственники в России, все-таки имеют право оставаться, но не могут получить тот же патент, даже если он лечится. Получается, его заставляют жить за счет супруга или родственников. 

Депортировать в никуда

Большинство людей, узнавших о своем ВИЧ-статусе в России, боятся возвращаться на родину: есть страх преследования и проблем с близкими. Некоторые просто привыкли, и у них вся жизнь в России, но система не дает им оставаться и обеспечивать себе платное лечение здесь. 

Депортировать по российским законам должны и людей без гражданства. Были случаи, когда человека с ВИЧ без гражданства пытались отправить в ту страну, в которой он родился (но не получил гражданства), но в стране его не принимали. 

«И тогда этих людей отправляют в места временного содержания от центров Роспотребнадзора, такие «тюрьмы» с решетками, даже гулять не выводят. Люди могут находиться там годами. Лечение им не дают, потому что система не обязана обеспечивать их терапией», — говорит Барский.

Кормить раз в год

Проект Минздрава регламентирует, что сертификат нужно будет получать каждый год: приходить, платить, сдавать анализы. Без него нельзя продлить другие документы для нахождения в стране. 

Изначально в проекте был срок на получение сертификата каждые три месяца, но соседние государства выразили протест: людям было бы тяжело так часто приходить на анализы, платить и стоять в очередях с угрозой заразиться COVID-19 или другими заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

«Если посчитать, наши мигранты кормят огромную систему. Помимо платных патентов и сертификатов они платят все налоги и участвуют в нашей экономике. Но их не жалеют», — отмечает Кирилл.

В идеальной ситуации, по мнению Барского, мигрантам с ВИЧ не нужно мешать получать терапию из родной страны или платно в России. Человек без лечения потом станет большой нагрузкой в том числе и для государства, потому что в плохом состоянии он попадет в больницу, которая будет тратить огромные деньги на его лечение. 

«Ну выявили у мигранта ВИЧ, потребуйте, чтобы человек начал лечение, каким образом — это его личное дело. Потом отнесет справку любому врачу, тот посмотрит анализы и скажет, что он находится на лечении и эпидемиологически безопасен. Всё, пускай живет и работает дальше», — заключает Барский.  

rian 2781597.lr .ru

Что изменится в социальной сфере с 1 января в России

Повысится величина прожиточного минимума (с 1 января)
В конце июня 2021 года Правительство РФ определило размер величины прожиточного минимума на 2022 год: в целом по России на душу населения – 11 950 руб., для трудоспособного населения – 13 026 руб., для пенсионеров – 10 227 руб., для детей – 11 592 руб. Однако позже был принят закон, который предусмотрел исключение из общего правила об установлении величины прожиточного минимума кабинетом министров, закрепив, что на 2022 год такая величина определяется законом о федеральном бюджете на соответствующий год (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 409-ФЗ). А последним установлены иные – более высокие размеры величины прожиточного минимума, а именно: на душу населения – 12 654 руб., для трудоспособного населения – 13 793 руб., пенсионеров –10 882 руб., детей – 12 274 руб.
• Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1070 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на 2022 год"
• Часть 4 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2021 г. № 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"

Наступление определенных событий позволит гражданам претендовать на получение мер соцподдержки и соцуслуг (с 1 января)
Вступит в силу утвержденный Минтрудом России перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер соцзащиты (поддержки), соцуслуг, предоставляемых в рамках соцобслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. В числе таких событий – рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста, достижение ребенком определенного возраста, беременность. С 2023 года к этому списку добавятся также присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, и получение статуса многодетной семьи, а с 2024 года – создание молодой семьи, установление опеки и потеря кормильца.
Требуется ли согласие гражданина на получение персонифицированной информации через единый портал госуслуг о возникновении у него прав на получение мер соцзащиты (поддержки) в связи с наступлением жизненного события? Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2021 г. № 1342 "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения".
Приказ Минтруда России от 16 ноября 2021 г. № 805н "Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат"

Стартует пилотный проект по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с помощью электронных сертификатов (с 1 января)
В рамках проекта дети-инвалиды в возрасте от 4 до 17 лет включительно смогут получить все услуги по реабилитации комплексно на основании электронного сертификата, который можно будет использовать, например, для оплаты реабилитационных мероприятий в специализированных учреждениях, питания и проживания пациентов и их сопровождающих, компенсации расходов на оплату стоимости проезда детей-инвалидов и сопровождающих их лиц к месту приобретения услуг по комплексной реабилитации и абилитации и обратно. Стоимость электронного сертификата для приобретения комплексной реабилитации и абилитации в пользу ребенка-инвалида составит 102,9 тыс. руб., но с ограничением максимального размера в зависимости от выбранной формы оказания услуг. Пилотный проект апробируют в двух регионах – Свердловской и Тюменской областях, его реализация пройдет в несколько этапов: с 1 января по 1 июня 2022 года – организационные мероприятия, с 2 июня 2022 года по 31 декабря 2024 года – предоставление услуг с помощью электронного сертификата.
Какие изменения будут внесены с 1 января 2022 года в госпрограмму РФ "Доступная среда", узнайте из Постановления Правительства РФ от 18 октября 2021 г. № 1770.
Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2021 г. № 2339 "О реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов".

365x365 b14b5ea932b3db983a53d91c340c8149

Обязательное медосвидетельствование беженцев: порядок, виды осмотров и исследований

Лица, которые получили свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, подали заявление о предоставлении временного убежища на территории России, и прибывшие с ними члены их семей проходят обязательное медосвидетельствование. Это нужно для получения удостоверения беженца или свидетельства о предоставлении временного убежища. Минздрав России определил порядок (Приказ Минздрава России от 19 ноября 2021 г. № 1078н (зарег. в Минюсте 30 ноября 2021 г.).

Медосвидетельствование проводится для подтверждение наличия или отсутствия предусмотренных специальным перечнем инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и ВИЧ-инфекции.

Указано, какие осмотры и исследования проводятся в рамках медосвидетельствования.

По итогам выдаются сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции и медицинское заключение.

Признается утратившим силу временный порядок обязательного медосвидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших в Россию в поисках убежища.

Приказ вступает в силу 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Скриншот 16 03 2022 165449