Институт Практикующих Юристов

Семинар «Законодательная инициатива»

14 ноября 2019 года в аудитории № 230 Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка» Арсенихин Анатолий Геннадьевич провёл семинар на тему «Законодательная инициатива».

В семинаре приняли участие студенты-экономисты 4 курса, которые в будущем собираются стать муниципальными работниками. Для студентов было интересно узнать процесс законотворчества именно с позиции обычных граждан. Общее количество участников семинара составило – 20 человек.

Подробнее...

«Краудфандинг и добрые дела»

7 ноября 2019 г. в 17.00 по адресу ул. Фрунзе 9 прошла информационная встреча – «Краудфандинг и добрые дела», которая проводилась в рамках общероссийской серии мероприятий.

Мероприятие организовано Арсенихиным А. Г. - Ресурсный центр для НКО «Открытая Альтернатива» в партнерстве с Ассоциацией «Юристы за гражданское общество» и при поддержке МКУ «Центр поддержки общественных инициатив». Информационная встреча проводилась с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Встречу проводили юристы Ассоциации «Юристы за гражданское общество» – Анатолий Арсенихин и Ирина Филюшкина, которые в деталях рассказали о краудфандинге, о том как он регулируется законом и какую пользу он может принести НКО. Дополнительно во время проведения встречи посредством подключения через видео-звонок к обсуждению присоединились юристы московского офиса.

Темы, которые обсуждались на информационной встрече:
• Можно ли по закону привлечь «инвестиции» в добро?
• «Краудфандинг – коллективное финансирование проектов»
• ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
• Новое понятие, введенное в Гражданский Кодекс – «Утилитарные цифровые права»
• Как НКО привлекать инвестиции и как НКО могут быть инвесторами?
• Возможные риски для НКО

Любой НКО приходится решать задачу привлечения средств, и публичный сбор с использованием Интернета, в том числе с помощью краудфандинговых платформ, привлекает своей простотой и современностью. До последнего времени сбор средств с помощью краудфандинга не был регламентирован, но с нового года вступит в силу Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который может повлиять на процедуру сбора.

На встречу прибыли представители различных некоммерческих организаций, которые были заинтересованы узнать об этой теме, о том какие возможности для НКО новый закон ограничит, а где – оставит пространство для добрых дел, также они получили экспертную консультацию по всем интересующим вопросом в рамках обсуждаемой темы. Общее количество участников информационной встречи – 20 человек.

В связи с этим информационная встреча «Краудфандинг и добрые дела» носила очень актуальный характер. Участники мероприятия узнали, как будет распространяться действие нового закона на известные Интернет-площадки, изменится ли процедура сбора, выяснили какие риски необходимо учесть НКО, планирующим собирать средства через платформы.

Докладчики объяснили, что краудфандинговая платформа – это площадка, используемая для размещения и продвижения соответствующих проектов в интернете. Она представляет собой специализированный сервис для размещения идей, облегчает взаимодействие участников и помогает в продвижении проектов.

Участники получили информацию о платформах, на которые, возможно, будет распространяться действие закона и которые в настоящее время не попадают под действие закона и почему их стоит относить к указанным группам.
Очень занятным оказался интерактив, который был проведен во время встречи для участников. Они активно принимали участие в опросе для статистики, которая в режиме реального времени выводилась на экран. Участники голосовали в опросе при помощи своих смартфонов и мгновенно смогли узнать его результаты.

После того как участники задали свои вопросы по теме встречи, они получили ответы от московских юристов в режиме реального времени. Проведенный интерактив оказался очень увлекательным для участников, они с интересом принимали в нем участие.

В целом информационная встреча была очень полезной для участников, они получили всю необходимую информацию посредством прослушивания доклада, ознакомления с презентацией, участия в интерактивах и путем получения ответов на интересующие вопросы от тольяттинских и московских юристов.

IMG 20191108 094809IMG 20191107 175037IMG 20191108 101505IMG 20191108 101415

Арсенихин А. Г. выступил с докладом «Взаимодействие местного сообщества с органами местного самоуправления, органами государственной власти и некоммерческими организациями»

1 ноября 2019 г. в 11.00 в Самарском университете государственного управления «Международный институт рынка» в рамках проекта «Школа муниципального депутата» Арсенихин Анатолий Геннадьевич выступил с докладом на тему «Взаимодействие местного сообщества с органами местного самоуправления, органами государственной власти и некоммерческими организациями».

Открытие заседания проводил Березовский Денис Валерьевич – координатор проекта, директор Института государственной и муниципальной службы Университета «МИР».

Арсенихин А. Г. на протяжении всего доклада вел активный диалог с аудиторией, давая людям возможность высказать свою позицию, прокомментировать ту или иную тему, поделится своим опытом. Слушатели были заинтересованы участвовать в обсуждении в процессе получения новой для себя информации и приобретения полезных знаний.

Докладчик начал свое выступление непосредственно с рассмотрения названия темы доклада и вместе с участниками мероприятия дал определение «местному сообществу», «органами местного самоуправления», «органами государственной власти» и «некоммерческими организациями». Совместными усилиями был сделан вывод – местное сообщество в этой системе играет первоочередную роль, поскольку именно без местных сообществ не было бы возможно возникновение остальных структур.

Местное самоуправление – наиболее эффективное и полезное, поскольку вопросы местного самоуправления решаются не одним лицом, а совместными усилиями множества людей, населением соответствующей территории. Важно помнить, что субъектом местного самоуправления являются именно люди, живущие на муниципальной территории, а органы местного самоуправления – «выразители и проводники» их воли и власти. Они должны служить интересам местного сообщества, кооперироваться с ним, но никак не возвышаться. Нельзя ограничивать права местного самоуправления.

Через деятельность местных сообществ не только устанавливается и налаживается их связь с органами местного самоуправления и далее – государственной власти, но прежде всего, раскрывается в максимальной степени социальный потенциал жителей соответствующей территории.

На сегодняшний день в стране существует проблема отсутствия стабильно функционирующей системы взаимодействия местного сообщества с органами местного самоуправления, органами государственной власти и некоммерческими организациями, что в результате дает слабую развитость институтов гражданского общества в целом.

Отсюда перешли к рассмотрению такого важного института как «гражданское общество», выяснили, что же оно собой представляет, и обозначили какие структуры и организации можно к нему отнести. Главной задачей гражданского общества является создание условий для всестороннего удовлетворения интересов и потребностей общества.

В ходе обсуждения доклада обсуждалось также, и кто конкретно занимается местным самоуправлением, как осуществляют свою деятельность депутаты, некоммерческие организации, общественные организации, территориальные общественные самоуправления и каким образом они между собой взаимодействуют.

Слушатели получили возможность обсудить проблемы региона вместе с докладчиком и выяснили, в каком направлении нужно действовать, чтобы их решить. Участники обсуждения узнали, каким образом создание и осуществление проектов может улучшить жизнь местного сообщества и государства в целом.

По итогам мероприятия был сделан вывод – для благополучия государства необходимо сильное и активное гражданское общество, которое сможет влиять на власть с целью качественного улучшения жизни в стране. Для обеспечения совершенствования гражданского общества необходимо создать постоянный диалог между обществом и государством.

HIA079EgEmM3tDkFJfrsxY1TNigENxjM8Rp mCiTQRFY

Открытие Школы публичной политики

29 октября 2019 г. в 15:00 в Деловом Центре научно-исследовательской части Тольяттинского государственного университета (ТГУ) было проведено первое собрание Школы публичной политики.

Реализация Школы публичной политики стала возможна благодаря инициативе Арсенихина Анатолия Геннадьевича. Образовательно-просветительская программа по созданию региональной Школы публичной политики реализуется кафедрой «Гражданское право и процесс» института права Тольяттинского государственного университета (ТГУ), в партнерстве с Общественной Палатой г.о. Тольятти, региональным проектом «Школа Муниципального Депутата» и Ресурсным методическим центром «Открытая Альтернатива».

На первую встречу Школы публичной политики были приглашены видные деятели нашего города и представили института права от лица ТГУ:
Руководитель Общественной палаты г.о. Тольятти – Гройсман Виталий Александрович,
Член Общественной палаты г.о. Тольятти – Арсенихин Анатолий Геннадьевич,
Заместитель руководителя проектов офиса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – Дроботов Александр Александрович,
Советник ректора ТГУ, депутат Думы г.о. Тольятти – Микель Дмитрий Борисович,
Член общественного движения «Гражданское Общество» – Андрей Дубасарский Александрович,
Заведующая кафедрой «Гражданское право и процесс» – Федорова Анна Николаевна,
Доцент кафедры «Гражданское право и процесс» – Маркин Александр Валентинович,
Профессор кафедры «Гражданское право и процесс» – Гогин Александр Александрович,
Преподаватель кафедры «Теория и история государства и права» – Немова Елена Николаевна.

В качестве будущих участников Школы публичной политики были приглашены студенты и преподаватели ТГУ.
Общее количество участников на мероприятии – более 40 человек.

«Школа публичной политики является ключевым мероприятием регионального уровня и, безусловно, является важным событием в жизни города» – отметил Арсенихин А. Г. в начале мероприятия.

В качестве вступительного слова Гройсман В. А. выразил благодарность Арсенихину А. Г. за организацию данного проекта и дал напутствия и мотивацию будущим участникам Школы публичной политики.

Арсенихин А. Г. представил участникам собрания информацию о том, чем является Школа публичной политики, какую миссию она осуществляет, что входит в ее задачи и самое главное – для чего это нужно участникам, организаторам, городу Тольятти и региону в целом.

Школа публичной политики (ШПП) – это проект, объединяющий, поддерживающий и просвещающий социально активных и ответственных граждан России, способных на практике реализовывать ценности гражданского общества и отстаивать демократические идеалы для развития общества и страны.

Миссия ШПП:
• Поддержка и способствование саморазвитию социально активных граждан;
• Создание условий, способствующих практическому участию людей в гражданских инициативах;
• Содействие лидерам гражданского общества, их профессиональному росту и созидательной работе для благоприятного развития страны.

Задачи ШПП:
• Создание регионального сообщества социально активных граждан, объединенных на базе общих демократических ценностей и желания активного участия в российской модернизации;
• Создание экспертного сообщества, участвующего в реализации общественно-просветительских программ;
• Создание в регионе публичной среды и институтов, побуждающих граждан к активному участию в общественных процессах;
• Преодоление правового нигилизма и абсентеизма молодежи.

Участники узнали, в каких формах будут проводиться занятия в рамках проекта, какие задания и как их предстоит выполнять, к каким результатам может привести их работа в рамках проекта ШПП. Помимо оглашения вводной информации о проекте, на первом собрании было осуществлено формирование групп по разработке тематик и технологий. Тема исследования первого собрания – «Наиболее успешная модель государственного, регионального и муниципального управления для 22 века».

Дроботов А. А. рассказал о своей деятельности в предпринимательском сообществе России, организации переговорных площадок для бизнеса и озвучил анонсы конкурсов и мероприятий, проводимых в Тольятти и Москве. Также он дал участникам собрания подробную информацию о заданиях, проводимых в рамках Школы публичной политики.

По итогам проведенного проекта участники будут презентовать свои проекты, после чего они выступят перед местными депутатами с результатами проведенной работы. В дальнейшем для участников будет организовано выступление перед Администрацией города, Губернской Думой СО, Правительством СО, а после будет проведена поездка в Государственную Думу, где участники будут выступать со своими предложениями перед комиссией по местному самоуправлению.

В ходе собрания было представлено слово представителям кафедры «Гражданское право и процесс» – Маркину А. В. И Гогину А. А., они дали свои напутствия будущим участникам ШПП, дали мотивацию для плодотворной работы и обозначали значимость осуществления этого проекта. Также они озвучили насущные проблемы нашей страны в правовом поле, эти проблемы участники смогут решать в рамках своих проектов.

Микель Д. Б. поддержал слова коллег и отметил, что в рамках работы в Школе участники должны подходить к проблемам с интересом и должным вниманием не только с правовой точки зрения, но и с позиции жителей города Тольятти. Как тольяттинцы, участники могут предложить именно то, что нужно изменить в жизни своего города.

В результате мероприятия студенты разбились на группы в зависимости от интересующих их тематик и получили информацию с заданиями на руки.

9UvAwZHCzLYY9SiOWYeW7Qqbil3L0VXrw

Семинар «Персональные данные: как НКО соблюсти требования закона?»

23 октября 2019 г. АНО «Институт практикующих юристов» совместно с Ассоциацией «Юристы за гражданское общество», Общественной палатой г. Тольятти, и при поддержке МКУ «Центр поддержки общественных инициатив» провели семинар на тему «Персональные данные: как НКО соблюсти требования закона?».

Семинар провел юрист Ассоциации – Василий Романец (г. Москва). Тема семинара оказалась очень актуальной для некоммерческих организаций. Общее число участников мероприятия – свыше 60 человек.

Законодательство о персональных данных довольно сложное и запутанное, оно касается не только государственных и коммерческих организаций, но и НКО. Любая обработка персональных данных (работников, добровольцев, благополучаталей) или публикации на сайте НКО сопровождается рядом обязанностей и ограничений. Несоблюдение законодательных требований может грозить НКО очень высокими штрафными санкциями.

Участники мероприятия получили возможность узнать, что относится к персональным данным и кто является их оператором, в каких случаях необходимо получать согласие на обработку персональных данных, какие внутренние документы должны быть приняты в организации для законного сбора персональных данных, нужно ли подавать уведомление об обработке персональных данных.
Докладчик начал погружение в тему с основ, нормативно правовых актов, которые на сегодняшний день регламентируют сферу персональных данных. А именно это:
ФЗ от 27.08.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 г. № 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемых без средств автоматизации»
Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России от 18.02.2013 г. № 21 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»
«Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждена Заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.
«Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждена Заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.
Приказ ФСБ от 10.07.2014 г. № 378 «Об утверждении состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности».

Перечислены уполномоченные органы власти, участвующие в защите прав субъектов персональных данных, следящие за соблюдением контроля с данной сфере деятельности и указано какой конкретно вид деятельности они осуществляют:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) – уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
Федеральная служба по техническому и экспертному контролю (ФСТЭК) – вопросы применения технических средств защиты информации
Федеральная служба безопасности (ФСБ) – вопросы применения средств криптографической защиты информации (шифрования)
Государственные инспекции труда (ГИТ) – вопросы соблюдения работодателями требований по защите персональных данных работников (гл. 14 Трудового кодекса РФ)
Органы прокуратуры – надзоры за соблюдением законов

Были отмечены базовые тезисы касающейся сферы персональных данных.
Персональные данные (по действующей редакции) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных).
Оператор персональных данных – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработка всегда должная ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей – этим в свою очередь определяется и срок обработки. Если цели обработки персональных данных нет, то, следовательно, и обрабатывать персональные данные незачем, таким образом, бесцельная обработка данных уже является нарушением закона. Недопустима обработка персональных данных, которая несовместима с целями сбора, то есть нельзя что-либо делать с персональными данными «заодно» или «про запас».

Согласие на обработку может быть дано субъектом в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено законом. Обязанность предоставить доказательство получения согласия или наличия соответствующих оснований возлагается на оператора.
Теперь что касается случаев обработки персональных данных. Другими словами, при каких обстоятельствах субъект может предоставить свои персональные данные для обработки.

Обработка может быть осуществлена при следующих условиях:
1) С согласия субъекта персональных данных. Для осуществления грамотной и законной обработки субъект должен дать свое согласие на это;
2) Исполнение международных договоров РФ или выполнение оператором возложенных на него законом обязанностей;
3) Осуществление правосудия или исполнительного производства;
4) Предоставление государственных или муниципальных услуг;
5) Заключение и исполнение договора, стороной которого является субъект персональных данных;
6) Защита жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия невозможно;
7) Осуществление прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (однако формулировка «общественно значимые цели» не конкретизирована в законодательных актах, ее лучше не использовать в соглашениях);
8) Профессиональная деятельность журналиста и СМИ, научная, литературная или иная творческая деятельность;
9) Статистические или иные исследовательские цели, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
10) Персональные данные сделаны общедоступными самим субъектом персональных данных;
11) Персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законом.
Этот перечень является исчерпывающим и иные случаи обработки персональных данных законом не предусмотрены.
Также было конкретизировано, что должна включать в себя обязательная письменная форма согласия (с указанием наименования оператора, цели обработки, срока действия согласия и т. д.).

Были разъяснены сведения касающиеся документа, который определяет политику оператора в отношении обработки персональных данных. На оператора возложена обязанность по опубликованию или иным обеспечению неограниченного доступа к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Также была сделана ссылка на рекомендации Роскомнадзора по составлению политики в отношении обработки персональных данных.

Внимание участников было акцентировано на статье Кодекса об административных нарушениях РФ, которая предусматривает штрафы для граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение оператором предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ). А также на статье Гражданского кодекса РФ, предусматривающую охрану изображения гражданина, где закрепляется требования для обнародования и дальнейшего использования изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) (ст. 152.1 ГК РФ).

На семинаре были перечислены конкретные меры, которые проводятся для обеспечения безопасности персональных данных подкрепленные наглядными примерами.
Для обработки персональных данных «оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев...»
А именно это следующие случаи:
1) Обработка персональных данных в соответствии с трудовым законодательством;
2) Обработка персональных данных в рамках договора с субъектом персональных данных;
3) Обработка общественным объединением или религиозной организацией персональных данных своих членов (участников), если персональные данные не распространяются и не раскрываются третьим лицам без письменного согласия;
4) Персональные данные сделаны субъектом общедоступными;
5) Персональные данные включают в себя только ФИО субъектов;
6) Персональные данные в целях однократного пропуска субъекта на территорию оператора или в иных аналогичных целях;
7) Персональные данные включены в государственные информационные системы;
8) Обработка персональных данных без использования средств автоматизации;
9) Обработка персональных данных в сфере транспортной безопасности.
Важно отметить, что любой выход за рамки предусмотренных исключений нивелирует их действие и обязывает оператора к подаче уведомления.

В завершении докладчик напомнил об ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях РФ, которая возникает в связи с нарушением законодательства РФ в области персональных данных, нарушением правил защиты информации, незаконной деятельностью в области защиты информации, разглашением информации с ограниченным доступом, нарушением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права и непредставлением сведений.
Все эти нарушения влекут за собой немалые штрафы и уж тем более, если пострадавших от незаконных действий не один и не два человека. Выплата штрафов может обернуться существенными убытками для некоммерческих организаций, поэтому вся предоставленная им информация оказалась крайне полезной.

В ходе ведения семинара и после его завершения у участников возникло много вопросов касательно обсуждаемой темы, на все эти вопросы были получены чёткие развернутые ответы со ссылками на нормативные акты и примерами из практики.
Вопрос: Работодатель фотографирует своих работников в рабочее время, после чего данные фотографии с оскорблениями появляются в сети Интернет. Является ли это нарушением и что можно с этим сделать?
Ответ: Да, это является правонарушением. Необходимо обратиться в Роскомнадзор, на практике в похожих ситуациях данный орган с успехом добивался даже закрытия сайтов, на котором размещались фотографии без согласия.
Вопрос: Должны ли кадровые работники при заключении трудового договора сотрудниками брать согласие этих сотрудников на обработку персональных данных?
Ответ: Если предоставляемый объем персональных данных соответствует требованиям трудового договора, то согласие не требуется. Если же объем собираемых персональных данных выходит за рамки трудового договора, то это является нарушением законодательства.
Вопрос: Можно ли самостоятельно снимать на камеру происходящее на улице правонарушение?
Ответ: Да, такие правонарушения снимать можно. Такие доказательства успешно используются в судах.
Вопрос: Можно ли снимать на камеру сотрудников ГИБДД?
Ответ: Можно записывать процессуальные действия сотрудников ГИБДД, так как они являются публичными людьми. Пленум говорит нам о том, что их можно снимать без согласия, но при этом нужно будет их предупредить о съемке.
Вопрос: Нужно ли получать согласие родителей на съемку их несовершеннолетнего ребёнка?
Ответ: В данный момент практика идёт по такому направлению, где необходимо получить согласие на съемку от обоих родителей. Особенно это касается потенциально конфликтных семей.

72