15 октября 2019 г. проведен круглый стол на тему «Содействие социальной, культурной и правовой адаптации и интеграции мигрантов как условие гармонизации межнациональных отношений»
15 октября 2019 года в здании Администрации г. Тольятти АНО «Институт практикующих юристов» совместно с Благотворительным фондом поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд» (Санкт-Петербург), Общественной палатой г. Тольятти и Управлением взаимодействия с общественностью Администрации г. Тольятти провели мероприятие, посвященное вопросам адаптации и интеграции мигрантов и гармонизации межнациональных отношений.
На мероприятие были приглашены представители различных структур, которые были заинтересованы получить информацию на данные темы и принять участие в обсуждениях и решениях проблем связанных с мигрантами. А именно приняли участие представители национальных объединений, государственных структур, некоммерческих организаций, общественных объединений, коллегии адвокатов, университетов и иных организаций. Общее количество присутствовавших участников – 42 человека.
Мероприятие было организовано при участии экспертов БФ «ПСП-фонд» в рамках проекта «Межрегиональный ресурсный центр по адаптации и интеграции мигрантов и гармонизации межнациональных отношений», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. «ПСП-фонд» является большой профессиональной организацией, являющейся ресурсным центром межрегионального уровня, работает почти на всей территории РФ и реализует социальные и просветительские программы, направленные на решение проблем, связанных с миграционными процессами, повышение уровня толерантности в обществе и расширение межнационального диалога, активизацию и информационную поддержку пожилых людей, развитие гуманитарного и гражданского просвещения. От лица «ПСП-фонд» принимали участие: Панич Борис Леонидович – директор БФ «ПСП-фонд», г. Санкт-Петербург, Якимов Андрей Николаевич – эксперт по вопросам миграции БФ «ПСП-фонд», г. Санкт-Петербург.
Как ни странно, Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если западные страны нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в России не существует таких жестких требований и на заработки все чаще едут люди, не имеющие образования, не обладающие достаточными знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.
Миграционный прирост населения в России является важным фактором настоящего и будущего развития страны.
Официально в России на учет за 2018 год было поставлено более 17,7 млн мигрантов и лиц без гражданства. Из них 3 млн приехало для туризма, 5 млн – для работы, 0,5 млн – для учебы, 2,6 млн – частная причина, около 1 млн – по иной причине. Остальные, видимо, въехали по неизвестной для миграционной службы причине. Интересным моментом является то, что из прибывших иностранцев патенты на работу оформили лишь 1,6 млн, а разрешение на работу получили всего 130 тысяч человек. Это значит, что только 10% мигрантов официально заплатили деньги за свое пребывание и работу в России.
Теперь что касается мигрантов, которые получили гражданство в 2018 году. Таких было 269 тысяч человек. Из них выходцев из Украины – 83 тысячи (а поставлено на миграционный учет более 1,7 млн), из Казахстана – более 45 тысяч (почти 0,7 млн), из Таджикистана – почти 36 тысяч (более 2,3 млн), из Армении – более 27 тысяч (при 0,6 млн), из Узбекистана – 21 тысяча (поставлено на миграционный учет 4,5 млн), из Молдавии – более 17 тысяч (около 0,5 млн), из Азербайджана – более 12 тысяч (при 0,6 млн), из Киргизии – почти 9 тысяч (из почти 0,9 млн), из Белоруссии – около 5 тысяч (при 0,5 млн), из Грузии – 2,5 тысячи (при почти 50 тысячах), из Туркменистана – почти 1 тысяча (из около 100 тысяч). Гражданство РФ получили и 6,5 тысяч лиц без гражданства (поставлено на миграционный учет более 23 тысяч). Также в Россию въехали 1,8 млн китайцев и сотни тысяч корейцев и вьетнамцев. Кроме этого, в нашей стране проживают и «привилегированные» мигранты, у которых есть вид на жительство. Их – более 800 тысяч. Из этого числа 230 тысяч человек из Украины, более 68 тысяч из Азербайджана, более 76 тысяч из Армении, 32 тысячи из Белоруссии и т. д.
К сожалению, преимущественная часть приехавших работников устраиваются нелегально. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, когда имеется дешевая рабочая сила, то, как следствие, отсутствует потребность внедрять новые технологии и развиваться.
На круглом столе обсуждались вопросы состояния миграционной ситуации в РФ и в регионах, опыт работы в сфере адаптации мигрантов Санкт-Петербурга, Самарской области и г. Тольятти. С интересной информацией на мероприятии выступили в качестве докладчиков представители «ПСП-фонд» (г. Санкт-Петербург), представители органов власти Самарской области и г. Тольятти, представители некоммерческих организаций. Внимание участников было обращено на существующие актуальные проблемы, которые возникают у мигрантов (оформление документов, устройство на работу, проживание и т.д.) и пути их решения. Докладчики привели конкретные примеры с наглядными жизненными ситуациями, что позволило понять, насколько необходимо оказывать содействие мигрантам.
В связи с несовершенством миграционного законодательства, миграция нередко приобретает незаконный характер, что приводит к ряду серьезных последствий: криминализации миграционного трафика, нарушениям трудового и социального законодательств в отношении мигрантов со стороны принимающего сообщества, развитию социальной уязвимости в группах мигрантов (бедность, болезни, девиации) со всеми вытекающими для российского общества проблемами. Это является серьезной помехой для мигрантов на пути к интеграции в принимающую общественную среду.
Существующие проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. Изменения в миграционном законодательстве в 2019 году коснулись оснований для упрощенного порядка получения российского гражданства.
Иностранцы могут получить гражданство в упрощенном порядке, если они соответствуют условиям, указанным в ст. 14 закона «О гражданстве...» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (далее — Закон о гражданстве), например состоят в браке с российским гражданином более 3 лет. Упрощение процесса заключается в его ускорении (мигранту нет необходимости жить в России после получения вида на жительство 5 лет). В зависимости от основания для приобретения российского подданства возможны и дополнительные льготы, упрощающие и ускоряющие процесс.
7 августа 2018 года Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект № 527255-7. Он прошел все стадии обсуждения, принят в последнем — третьем — чтении и существует в виде закона «О внесении изменений...» от 27 декабря 2018 года № 544-ФЗ, который вступил в силу 29 марта 2019 года. Этот закон вводит в ст. 14 Закона о гражданстве ч. 7 и 8, обновленную часть 1 ст. 29, обновления в пунктах «б» и «е» ст. 30, обновленная ч. 1 ст.32 и изменения в ст. 35.
Основное нововведение заключается в том, что Президент РФ получил право определять, какие категории мигрантов могут стать гражданами России без необходимости:
1. Жить в России в течение 5 лет после получения ВНЖ;
2. Подтверждать наличие средств к существованию;
3. Подтверждать владение русским языком;
4. Отказываться от гражданства иностранного государства.
Один из самых простых способов стать гражданином России — участвовать в Государственной программе переселения соотечественников. Раньше в ней могли принять участие только те иностранцы и члены их семей, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство и зарегистрированы в определенном ими регионе России по месту жительства (ч. 7 ст. 14 Закона о гражданстве). С 29 марта 2019 года иностранцы и члены их семей не обязаны регистрироваться по месту жительства, чтобы участвовать в Госпрограмме переселения соотечественников. Теперь достаточно получить РВП или ВНЖ и зарегистрироваться по месту пребывания.
В пояснительной записке № 527255-7 Правительство России рассказало о причинах, побудивших внести законопроект в Госдуму. Дело в том, что раньше приезжие иностранцы (как правило, украинцы) не имели возможности зарегистрироваться по месту жительства, потому что люди, у которых они проживали, не давали согласия на это. В результате появился рынок услуг по фиктивной регистрации. Такие факты выявлялись органами полиции, и многим иностранцам отказывали в приеме в гражданство России. Теперь проблема решена.
Были проведены изменения в законодательстве о миграции: увеличен срок временного пребывания в РФ для граждан из ДНР и ЛНР.
Любые иностранцы, которые временно прибывают в Россию без визы, имеют право находиться в стране 90 суток с момента каждого въезда (но въезжать можно не чаще одного раза в 180 суток). Это правило закреплено в пункте 1 статьи 5 закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Однако Правительство РФ может увеличивать этот срок до 180 суток.
29 декабря 2018 года принято правительственное постановление «Об увеличении срока...» № 1744. Теперь граждане Украины, ДНР и ЛНР могут находиться в России не 90, а 180 суток с момента каждого въезда. Соответственно, любой гражданин Украины, ДНР или ЛНР может въехать в Россию, прожить в стране до 180 дней, выехать из нее и сразу вернуться. Срок временного пребывания начнет течь заново.
Миграционная амнистия 2019 года для граждан Молдовы.
3 декабря 2018 года на сайте МВД России опубликована информация, которая обрадовала многих граждан Молдовы. Иностранцы из этой страны, нарушившие срок временного пребывания в Российской Федерации, могут выехать до 24 февраля 2019 года. При этом они не будут привлекаться к ответственности по статье 18.8 КоАП РФ, соответственно, в отношении них не будут применяться правила о невозможности въезда в Россию в течение 5 лет с момента административного выдворения.
Для тех, кто выедет до 24 февраля 2019 года, МВД будет проводить работу по отмене решений о неразрешении въезда в Россию, если таковые принимались. Эти меры в народе прозвали миграционной амнистией.
Увеличилась стоимость патента на работу.
Патент представляет собой документ, дающий возможность иностранцу, который прибыл в Россию (в безвизовом порядке), работать у физлица либо в организации. Мигрант имеет право работать только на территории региона РФ, в котором получил документ. В нем указывается должность, которую будет занимать иностранец.
Величина коэффициента-дефлятора в 2019 г. определена Министерством экономического развития в указе номер 595 от 30 октября 2018 г. С 2019 г. размер коэффициента повысится до 1.729 (в 2018 он равнялся 1.686). Для того чтобы рассчитать цену патента, требуется умножить базовую ставку на коэффициент-дефлятор и на региональный коэффициент.