Фандрайзинг – инструмент привлечения средств на социальный проект
26 ноября 2019 года в 16.00 в конференц-зале № 1 главного корпуса Тольяттинского государственного университета (ТГУ), ул. Белорусская, 14, был проведён семинар на тему «Фандрайзинг – инструмент привлечения средств на социальный проект».
Семинар провел член Ассоциации «Юристы за гражданское общество» – Арсенихин Анатолий Геннадьевич. Участниками проведенного семинара стали представители различных НКО города, для которых данная тема была очень интересна и актуальна на данный момент. Общее количество участников семинара - 11 человек.
Он объяснил участникам семинара, что такое фандрайзинг простыми словами, какие задачи он преследует, на каких основах и принципах базируется фандрайзинг, какие виды фандрайзинга существуют, в каких областях он работает и насколько может оказаться полезным для хорошей результативной деятельности НКО.
Разумеется, не обошлось и без подробного рассказа об источниках фандрайзинга, методах и технологии привлечения денежных средств, о стратегии эффективного фандрайзинга.
На семинаре были раскрыты секреты и правила успешного фандрайзинга, было рассказано, как начать заниматься фандрайзингом (стать фандрайзером) и можно ли заработать на фандрайзинге.
Фандрайзинг или сбор пожертвований (фандрайзинг от англ. fundraising) – привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания существования организации. Впервые понятие «fundraising» появилось в США и в дословном переводе означает «найти финансирование». В русском языке не существует собственного эквивалента данному термину, поэтому в обиходе употребляется транслитерированное заимствование - фандрайзинг.
Фандрайзинг – привлечение материальных (денежные средства, товары) и нематериальных ресурсов (участие волонтеров, информационная поддержка, полезные связи) для осуществления общественных и благотворительных проектов, не имеющих коммерческой выгоды.
В России фандрайзингом часто называют социальную акцию, сбор средств на некоммерческие и благотворительные проекты, однако в действительности определение данного термина несколько шире и серьезнее. Фандрайзинг – целенаправленная стратегия привлечения различных ресурсов, которые организация не в силах обеспечить самостоятельно, с применением актуальных маркетинговых инструментов, методов и технологий.
Фандрайзер – специалист, получающий за свой труд денежное вознаграждение, а фандрайзинговая компания – организация, имеющая в штате с десяток профессионалов своего дела, которые, грамотно используя такие науки, как маркетинг, психология и социология, увеличивают денежный поток привлекаемых ресурсов, обеспечивают их регулярное поступление.
Под ресурсами в данном случае предполагаются не только (и не столько) деньги, это могут быть другие материальные средства, необходимые организации для выполнения своей миссии (товары, помещения, технологии), человеческие (персонал) и нематериальные (информационные) активы, – фандрайзингом можно также назвать поиск поддержки СМИ или обретение определенных связей, знакомств.
Одна из самых известных технологий для сбора средств – сбор через интеренет-платформы. Его эффективность зависит от популярности сайта (трафика), аудитории, от времени года и экономического состояния страны. Если деньги нужны регулярно и все время на одну и ту же потребность, например, на аренду помещения, то сбор через сайт, скорее всего не подойдет, разве что у сайта огромная посещаемость.
Но следует отметить, что привлечение средств с помощью сайта удобнее для «адресных сборов». В том случае, если потребность в средствах экстренная, лучше сбором в интернете не ограничиваться, а задействовать все возможности, поскольку никогда нельзя быть уверенным, сколько времени будет собираться нужная сумма. Чем «адреснее» сбор на сайте, тем лучше. Тут работают эмоции, простота способов пожертвовать (для сайтов – это очень просто) и чистота отчетов. Успешные НКО показали эффективность этого способа. Если посещаемость сайта достаточна – можно собирать миллионы рублей.
Что же касается работы с конкретными донорами (физическими и юридическими лицами), то здесь нужно учитывать, что доноры бывают разные. С их помощью, при соответствующем ведении переговоров, можно покрыть любые расходы благотворительной организации. Здесь все будет зависеть от самого фандрайзера и его способности правильно обосновать все необходимые расходы.
В данном случае все упирается в несколько факторов: умение выйти на донора, авторитет НКО, способность качественного ведения переговоров, содействие мотивации и прозрачность отчетов. В отношениях с конкретными донорами работают только личные встречи. Изначально придется обойти многих, но, если доверие между донором и представителем организации возникло, то это залог долгосрочных отношений в будущем.
Несомненно, тема фандрайзинга имеет множество нюансов, которые должны учитывать представители НКО. На семинаре были в полной мере раскрыты все важные стороны и ключевые моменты этого инструмента привлечения средств. Участники узнали с какими трудностями они могут столкнуться как фандрайзеры и каким образом с этими трудностями можно справиться.
На протяжении всего семинара участники имели возможность задать эксперту все интересующие вопросы, касающиеся темы фандрайзинга, и соответственно, на все свои вопросы они получили ответы.