Институт Практикующих Юристов

Защита трудовых прав при помощи электронных трудовых книжек

С 7 марта 2021 года вступил в силу закон, предусматривающий право обращения в Пенсионный фонд чтобы включить сведения о стаже в электронную трудовую книжку. Электронная трудовая учитывает информацию начиная с 2020 года, а предыдущий стаж сохраняется в бумажном аналоге.

Внесение дополнительной информации даст более высокий уровень сохранности данных о трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, а также упростит представление данных о трудовом стаже при трудоустройстве.

Право использовать электронные трудовые книжки при устройстве на работу закреплено за гражданами с 1 января 2021 года. Изменения коснулись около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица.

При этом следует учитывать, что переход на электронную версию — возможность, а не обязанность.

Если работник не подал заявление работодателю до 31 декабря 2020 года, то его трудовая останется в бумажном виде. Если возможности уведомить работодателя не было, то книжка будет сохранена в бумажном виде до того момента, пока работник от неё не откажется.

Работник, подавший заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном формате, имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.

Для граждан впервые устроившихся на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет Пенсионный фонд России — фактически в ПФР будет создан дублер трудовой книжки.

Переход на электронные трудовые книжки избавит бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат, что важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников. Электронные книжки сведут к минимуму риск потери сведений о трудовом стаже, освободят работников от обязанности самостоятельно заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали.

Благодаря этому случаи, когда из-за реорганизации или ликвидации организации работник не имеет возможности подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое. 

Работник может получить сведения о трудовой деятельности:

- у работодателя по последнему месту работы — на бумажном носителе или в форме электронного документа;

- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг — на бумажном носителе;

- в Пенсионном фонде — на бумажном носителе или в форме электронного документа; 

- на Едином портале государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа.

e2f1f98aecd1d6feb04b8f915b1fbff1.max 1200x800