Защита трудовых прав при помощи электронных трудовых книжек
С 7 марта 2021 года вступил в силу закон, предусматривающий право обращения в Пенсионный фонд чтобы включить сведения о стаже в электронную трудовую книжку. Электронная трудовая учитывает информацию начиная с 2020 года, а предыдущий стаж сохраняется в бумажном аналоге.
Внесение дополнительной информации даст более высокий уровень сохранности данных о трудовой деятельности в сравнении с бумажным документом, а также упростит представление данных о трудовом стаже при трудоустройстве.
Право использовать электронные трудовые книжки при устройстве на работу закреплено за гражданами с 1 января 2021 года. Изменения коснулись около 60 млн работников и 8,4 млн хозяйствующих субъектов, включая предпринимателей без образования юридического лица.
При этом следует учитывать, что переход на электронную версию — возможность, а не обязанность.
Если работник не подал заявление работодателю до 31 декабря 2020 года, то его трудовая останется в бумажном виде. Если возможности уведомить работодателя не было, то книжка будет сохранена в бумажном виде до того момента, пока работник от неё не откажется.
Работник, подавший заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном формате, имеет право в дальнейшем подать работодателю письменное заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
Для граждан впервые устроившихся на работу после 31 декабря 2020 года, бумажные трудовые книжки оформляться не будут. Администрировать систему будет Пенсионный фонд России — фактически в ПФР будет создан дублер трудовой книжки.
Переход на электронные трудовые книжки избавит бизнес, отделы кадров компаний от излишних трудозатрат, что важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников. Электронные книжки сведут к минимуму риск потери сведений о трудовом стаже, освободят работников от обязанности самостоятельно заниматься восстановлением данных о том, где и сколько они работали.
Благодаря этому случаи, когда из-за реорганизации или ликвидации организации работник не имеет возможности подтвердить свой стаж, уйдут в прошлое.
Работник может получить сведения о трудовой деятельности:
- у работодателя по последнему месту работы — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг — на бумажном носителе;
- в Пенсионном фонде — на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- на Едином портале государственных и муниципальных услуг — в форме электронного документа.