Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам
Обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб и гарантий соцзащиты являются одними из приоритетных направлений государственной политики России. Необходимость реализации этих направлений исходит из конституционных норм, провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
За последние годы сфера соцобслуживания претерпела значительные изменения, связанные со систематизацией правого регулирования, введением независимой оценки качества работы организаций соцсферы, запуском Единой государственной информационной системы социального обеспечения, субсидированием государственного социального заказа, расширением механизмов привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг и т. д. Все эти меры направлены на повышение эффективности и доступности соцобслуживания.
При этом государство не намерено останавливаться на достигнутом, о чем свидетельствуют и недавно внесенные в подпрограмму "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" госпрограммы РФ "Социальная поддержка граждан" поправки – с 17 апреля в качестве одной из главных задач реализации подпрограммы значится не просто укрепление материальной базы организаций системы соцобслуживания, а модернизация всей действующей системы соцобслуживания. И первые правовые "ласточки" такой модернизации начнут свой полет над законодательными просторами уже с 1 мая этого года.
Несмотря на то что в федеральных законодательных актах пока не появилось упоминание о таком новом направлении соцобслуживания населения, как социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам, – хотя обобщение лучших практик субъектов РФ и разработка методических материалов в части предоставления услуг внедрения стационарозамещающих технологий, в том числе в удаленных и труднодоступных территориях, включено в Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утв. Правительством РФ 11 декабря 2020 года, – на федеральном уровне уже принят Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58962-2020 "Социальное обслуживание населения. Социальные стационарозамещающие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам". Он вводится в действие впервые и вступит в силу с 1 мая.
Документ отражает новое направление в сфере соцобслуживания населения, связанное с предоставлением социальных стационарозамещающих услуг гражданам пожилого возраста и (или) инвалидам. Речь идет о тех услугах, которые предоставляются альтернативно стационарной форме социального обслуживания – в форме соцобслуживания на дому или в полустационарной форме в определенное время суток. При этом разовые и срочные услуги к стационарозамещающим не относятся (п. 4.2.1, п. 4.2.9 ГОСТ Р 58962-2020). "Оказание социальных стационарозамещающих услуг должно быть организовано на постоянной основе, комплексно, последовательно и непрерывно", – подчеркивается в тексте стандарта.
Стационарозамещающие услуги будут оказывать инвалидам – лицам, имеющим нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, и гражданам пожилого возраста – лицам, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 2.4.16 ГОСТ Р 52495-2005, п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020). Напомним, сегодня на такую пенсию могут претендовать мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Примечательно, что действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 30 декабря 2005 г. № 532-ст, нормативные ссылки на который имеются в новом стандарте, относит к категории граждан пожилого возраста мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Но поскольку в ГОСТ Р 58962-2020 привязка сделана не к возрасту, а к факту назначения страховой пенсии по старости, то уместно применять возрастные критерии, предусмотренные в Законе о страховых пенсиях.
Оказание социальных стационарозамещающих услуг предусмотрено на территории постоянного проживания пожилого гражданина или инвалида в жилом помещении, находящемся в его собственности или предоставленном на условиях социального найма, в любые день и время суток. В свою очередь, на территории поставщика соцуслуг их оказание должно быть обеспечено в течение определенного времени суток, в дневное или ночное время, в выходные и праздничные дни (п. 4.2.6 ГОСТ Р 58962-2020). Причем в рамках нового направления соцобслуживания будет возможно задействование специального и табельного оборудования, аппаратуры и приборов, технически отличающихся от используемого при стационарном обслуживании, в том числе обеспечение получателя услуг оборудованием с возможностью дистанционного контроля его физического состояния или обеспечения связи с экстренными службами (п. 4.2.8 ГОСТ Р 58962-2020).
Напомним, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя соцуслуг не превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"). Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075. При расчете учитываются данные о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Впрочем, региональными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены и иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются на безвозмездной основе.
Источник: http://www.garant.ru/article/1460851/