Институт Практикующих Юристов

В России могут усовершенствовать институт убежища

Предлагается принять новый единый законодательный акт, который комплексно урегулировал бы отношения в сфере предоставления убежища иностранным гражданам. В частности, речь идет о закреплении на законодательном уровне четырех видов убежища: предоставление статуса беженца, временное убежище, политическое убежище, временная защита – и критериев для их получения, соответствующих международным нормам права. Законопроект, направленный на совершенствование данного института в целях обеспечения выполнения Россией международных обязательств по отношению к ищущим на ее территории защиту лицам, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/01-22/00124403). Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза документа закончатся 8 февраля.

Содержащееся в проекте определение правового статуса беженца корреспондирует критериям понятия беженец Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и удовлетворяет следующим условиям:

  • наличие у лица обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране своей гражданской принадлежности;
  • отсутствие возможности пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности или желания пользоваться такой защитой вследствие указанных выше опасений;
  • отсутствие возможности или желания у лица, не имеющего определенного гражданства и находящегося вне страны своего прежнего обычного местожительства, вернуться в нее вследствие таких опасений.

Правом на получение временного убежища предлагается наделять лиц, в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве они могут быть подвергнуты пыткам и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению. Право на предоставление политического убежища, в свою очередь, предусмотрено для лиц, ищущих защиту от преследования в стране гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность. Последняя разновидность убежища – временная защита – определяется документом в качестве экстренного предварительного средства обеспечения безопасности иностранных граждан, массово прибывших на территорию РФ.

Для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, проектом предусмотрена обязанность прохождения процедуры дактилоскопирования и фотографирования, а также обязательного медицинского освидетельствования. Особое внимание отводится соблюдению конфиденциальности сведений о соискателях убежища и лицах, получивших его: предлагается установить запрет на предоставление кому бы то ни было информации в отношении указанных лиц без их письменного согласия – за исключением органов государственной власти РФ, которым такая информация необходима для исполнения своих полномочий, либо органов государственной власти третьего безопасного государства, на территорию которого получившие убежище лица добровольно выехали.

Помимо этого, спроектирована норма, предоставляющая право приобретения убежища не только самому соискателю, но и членам его семьи. При его одновременном прибытии в Россию с семьей решение планируется принимать с учетом сохранения ее целостности как в отношении несовершеннолетних членов семьи, так и лиц старше 18 лет. Вместе с тем лицо, получившее убежище на территории России и прибывшее отдельно, вправе подать заявление и получить убежище по одному месту пребывания со всеми членами семьи.

В случае принятия на основе законопроекта соответствующего закона лица, получающие убежище в России, смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения. Отметим, на сегодняшний день указанные гарантии законодательно не закреплены.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он отражает накопленный опыт правового регулирования вопросов предоставления отдельных видов убежища. По мнению авторов документа, его принятие позволит решить ряд вопросов в системе предоставления убежища. Напомним, на сегодняшний день законодательно закреплены только механизмы приобретения статуса беженца и политического убежища – они регулируются положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-I "О беженцах" и Указа Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища". В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы в России предстоит создать унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на ее территории с лицами, ищущими убежище. Для этого, в свою очередь, необходимо систематизировать и модернизировать законодательство в указанной области.

170