В России предлагают создать отдельное ведомство по миграционной политике
Сенатор Владимир Джабаров считает, что оно должно заниматься не только оперативной работой, но и планированием процессов, связанных с массовым въездом в страну иностранцев
Чтобы предотвращать кризисы, обусловленные наплывом беженцев или засильем мигрантов, стране нужна единая федеральная структура, которая займется стратегическим планированием миграционных процессов с точки зрения безопасности и ситуации на рынках труда. Такую точку зрения высказал первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров 2 февраля в пресс-центре «Парламентской газеты», где эксперты и парламентарии обсудили возможность разработки единых международных стандартов по преодолению миграционных кризисов.
«Пока что мы не можем договориться даже по элементарным вопросам безопасности. А ведь одно из условий ее обеспечения — это в том числе предупреждение неуправляемых миграционных потоков. Они и сейчас продолжают двигаться на Европу. Но такое впечатление, что Запад, порушив мирную жизнь в странах Ближнего Востока, хочет спрятаться от беженцев за «стенами» своих границами. Думаю, этого у них не получится», — считает парламентарий.
Между тем, как напомнил первый замглавы комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Михаил Аничкин, есть действующая конвенция ООН о статусе беженцев, которую в разное время подписали 150 стран мира, включая страны Европы. Наряду с общими понятиями там, в частности, прописано, что каждый беженец должен подчиняться законам и мерам по обеспечению общественного порядка в стране, в которую прибыл. А государства — подписанты конвенции должны применять положения конвенции к беженцам «без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения». Похоже, в Польше, где не так давно военные отстреливали беженцев в лесах, про этот документ не слышали.
В свою очередь, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркнул: между беженцами, которые сотнями тысяч рвутся в Европу, и трудовыми мигрантами, которые едут в те же страны ЕС или Россию, существует огромная разница. И ее надо учитывать при выработке антикризисных миграционных стандартов. А ведь есть еще, по словам Жарихина, особые типы миграции, например переезд в цивилизационные центры, которые находятся не только в больших городах Европы или США, но и в России, или прибытие в страну соотечественников из-за рубежа, которым, как уверен эксперт, должны предоставляться существенные льготы при получении гражданства.
Насколько велики сегодня риски того, что большие миграционные кризисы могут возникнуть не только в Европе, но и в России? Эксперты считают, здесь нам есть над чем серьёзно задуматься. В частности, член Общественной палаты Максим Григорьев указал на необходимость тщательно изучить отрицательный миграционный опыт не только Европы, но и США, где, как сообщил эксперт, незаконно пересекает границу до пяти миллионов человек ежегодно.
Речь идет не только о росте уровня криминала в местах скопления мигрантов, а об опасности создания районов-«анклавов» внутри мегаполисов. Привычка жить в чужой стране, не обращая внимания на ее традиции и порядки, приводит, по словам экспертов, к следующему: если первое поколение переселенцев приезжает в страну, то их дети, как правило, уже не хотят трудиться в поте лица. Это в том числе порождает усиление этнической преступности, включая террористически ориентированные группировки.
Всё говорит о том, что, помимо оперативной работы (отслеживание мигрантов, выдача разрешений им на проживание в РФ и так далее), которой занимается Главное управление МВД по вопросам миграции (бывшая ФМС России), необходимо вырабатывать прогнозы развития ситуации и пути решения проблем, порожденных миграционными кризисами. Владимир Джабаров уверен, что одно управление МВД просто физически не сможет заняться этим — не хватит сотрудников.