Регистрационный учет граждан
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – РФ) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на её территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ в соответствии с Конституцией и законами РФ и международными договорами РФ.
Вышеуказанные права провозглашены Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ N 5242-1), который был введён в действие с 1 октября 1993 года и, фактически, явился заменой институту прописки, действовавшей ранее в Советском Союзе.
Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ регулируется правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее – Правила), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.
Согласно Правилам, органами регистрационного учёта в городах, посёлках, сельских населённых пунктах, закрытых военных городках, а также в населённых пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.
Документами, удостоверяющими личность граждан РФ, необходимыми для осуществления регистрационного учёта, являются:
- паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина РФ на территории РФ;
- паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина РФ, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, – для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ.
Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов, и представить:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ).
В настоящее время предусмотрены следующие меры административной ответственности за нарушение гражданами правил регистрации.
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), влечёт наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 1 ст. 19.15 КоАП РФ).
Проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5.2 КоАП РФ).
Законом РФ N 5242-1 отмечено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Однако, как показывает практика, дискриминация по признаку отсутствия регистрации всё же имеет место быть.
В соответствии со ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В числе прочих документов, необходимых для предъявления работодателю при трудоустройстве, документ, удостоверяющий наличие регистрации, не значится. Тем не менее не редки случаи, когда гражданам, поступающим на работу, отказывают в трудоустройстве по причине отсутствия регистрации. В данную группу риска автоматически попадают бездомные граждане, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы, также могут оказаться в группе риска иностранные граждане и лица без гражданства. Т.е. на лицо – трудовая дискриминация, что в последствии, на почве отсутствия законного заработка, может привести к совершению гражданами преступлений.
Бездомные граждане, у которых отсутствует регистрация, лишены, фактически, своего законного конституционного права на обращение в суд. В силу пп. 2 п. 2 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны наименование истца, его место жительства. Без соблюдения данного требования исковое заявление остаётся без движения. Закон в данном случае предоставляет истцу разумный срок для исправления недостатков. Однако если в разумный срок недостатки не будут исправлены, заявление считается не поданным, и государственная пошлина при его подаче не возвращается.
Что касается образовательной сферы, то в ряде регионов запрещено принимать в школы детей, не имеющих местной регистрации, даже если регистрация имеется у родителей этих детей.
Правила регистрации безработных граждан (далее – Правила регистрации), утверждённые постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, также устанавливают в качестве основного документа для предъявления при постановке на регистрационный учёт безработных граждан паспорт или документ, его заменяющий. В числе прочих документов документ, удостоверяющий наличие регистрации, также не значится. Однако в отличие от трудоустройства, п. 2 Правил регистрации устанавливает, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Соответственно гражданин, имеющий регистрацию в другом регионе, либо вовсе не имеющий никакой регистрации, может получить в службе занятости населения бесплатные государственные услуги, не требующие статуса безработного, в т.ч. услуги по информированию о положении на рынке труда. Что же касается профессиональной ориентации, поиска подходящей работы, участия в оплачиваемых общественных работах, а также выплаты пособия по безработице, – лицо без регистрации автоматически лишается данных услуг, что лишь подтверждает несовершенство законодательства в сфере регистрации граждан, и необходимость внесения в него соответствующих поправок, создания альтернатив, позволяющих гражданам без регистрации пользоваться всеми предоставленными законом правами, которые доступны гражданам с постоянной регистрацией.
Как видно, с отменой института прописки возник новый институт, регистрации. Однако и новый институт, увы, имеет элементы дискриминации, и в первую очередь – для граждан, оказавшихся без жилья и постоянной регистрации, процент которых лишь продолжает расти.
Правозащитные методики
Регистрационный учет граждан
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – РФ) и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Подробнее...Право бездомных на жилище
Конституция Российской Федерации, в качестве одного их прав человека и гражданина, устанавливает право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в частности:
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Подробнее...Изменения в структуре ФМС
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 5 апреля 2016 г. подписан Указ N 156, согласно которому Федеральная миграционная служба (далее – ФМС), некогда бывшая федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, была упразднена, а её функции – переданы в Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ).
Подробнее...