Институт Практикующих Юристов

В Совбезе заявили о необходимости курсов русского языка для мигрантов

Помощник секретаря Совбеза Павлов выступил за создание курсов русского языка для мигрантов.

Члены научного совета при Совете безопасности РФ считают необходимым организовать бесплатные курсы русского языка для мигрантов, приезжающих в Россию, заявил журналистам помощник секретаря Совбеза Алексей Павлов.

"При обсуждении вопросов миграции в Россию, говорилось о необходимости организации бесплатных для мигрантов курсов русского языка. Владение и использование языка страны, как основного средства общения с принимающим населением - одно из обязательных условий успешной интеграции иммигрантов", - сказал Павлов по итогам прошедшего в понедельник заседания научного совета, которое провел секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев.

Скриншот 17 03 2022 122704

 

Президент утвердил перечень поручений по поддержке НКО

Президент России Владимир Путин утвердил перечь поручений по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека. Документ носит серьезный разносторонний характер, отметила председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

«Одно из поручений касается изучения практики применения законодательства об иноагентах, затрагивающего СМИ, НКО и физические лица — для них это очень болезненные вещи, которые очень ранят и организации, и людей. Надеюсь, что к этой работе будет привлечен широкий круг заинтересованных сторон и не только на уровне министерств и ведомств будет проходить изучение этой практики, но будут привлечены сами СМИ, НКО и эксперты», — сказала она.

Еще одно поручение Президента связано с льготными кредитами для некоммерческих организаций: с началом пандемии НКО разрешили получать кредиты на различных льготных условиях.

«Наблюдая за практикой, мы увидели, что НКО очень сложно получить эти кредиты, потому что ни НКО не умели работать с банками, ни банки не представляли себе сути деятельности некоммерческих организаций. Наша комиссия была завалена обращениями от НКО, которые жаловались, что банки отказывают им в выдаче кредитов. На деле выяснялось, что просто возникало недопонимание с обеих сторон», — рассказала Елена Тополева-Солдунова.

Она отметила, что несмотря на то, что это поручение Владимира Путина касается разработки методических рекомендаций для банков со стороны Центрального банка РФ, которые помогут разобраться в сущности работы НКО, сами некоммерческие организации тоже необходимо обучать работе с банками. 

В следующем поручении Президента говорится о том, что руководители некоммерческих организаций, которые по решению управляющего органа работают, не получая за это вознаграждения, не должны лишаться положенных им надбавок и пособий. Например, если женщина возглавила какую-то НКО помощи детям-инвалидам, ее лишают льгот, надбавок и пособий, которые она до этого получала как неработающая мать ребенка-инвалида, поскольку как только человек считается оформленным на работу, система автоматически распознает его как нанятого и получающего зарплату. 

«Это давняя проблема, мы поднимали этот вопрос много раз, проводили заседание на эту тему, но, к сожалению, он до сих пор не был решен. И я очень надеюсь, что благодаря этому поручению наконец-то ведомства разберутся с этой ситуацией и устранят эту большую несправедливость», — сказала Елена Тополева-Солдунова.

Скриншот 17 03 2022 120702

В России предложили создать МФЦ для бездомных

Сколько в нашей стране бездомных, неизвестно. У большинства из них нет документов, и они не могут зарегистрироваться, восстановить паспорт, получить право на пенсию и пособия. В Департаменте труда и социальной защиты населения Москвы рассказали  о предложении  организовать для таких людей единую систему поддержки — аналог Многофункциональных центров (МФЦ), чтобы они знали, куда обратиться за помощью. Это могут быть также центры при приютах и НКО, помогающих оказавшимся в трудной ситуации людям. В Госдуме и Совете Федерации поддержали инициативу.

9 декабря 2021 года Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Кабмин и региональная власть должны до 1 мая 2022 года подготовить предложения по регистрации бездомных, в том числе через портал госуслуг. Глава государства подчеркнул, что нужно обеспечить таким людям право на пенсионное обеспечение и медицинскую помощь по месту пребывания. Путин также поручил продумать меры господдержки некоммерческих организаций, помогающих людям, оказавшимся без жилья.  
 
На круглом столе в Общественной палате 8 февраля предложили создать реестр бездомных — это позволит понять, кому и какая именно помощь необходима.
 
«Сейчас никто не знает, сколько в стране людей без определенного места жительства, нет системы их учета», — отметила председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.
 
Граждане России проходят регистрацию по месту жительства. Но если у некоторых  нет дома, это не значит, что их не надо учитывать, так же как и все остальные, они имеют право на государственную помощь. Так что для них требуется своя система регистрации.
 
«Может быть, нам стоит двигаться к условному МФЦ для бездомных. Чтобы каждый из них понимал, какие услуги есть и куда обратиться», — сказала замруководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина.
 
Она пояснила, что прежде всего речь идет не об открытии отдельных центров, а об организации единого подхода помощи таким людям. «Сейчас в Москве можно получить разные виды поддержки, включая восстановление документов. Но не все бездомные знают, как и где это можно сделать, — отметила Шалыгина. — Наша задача — синхронизировать и стандартизировать оказание этой помощи, а информацию сделать понятной и открытой для каждого оказавшегося в трудной ситуации, чтобы бездомные граждане знали, где и какие услуги могут получить».
 
Зарегистрировать людей без определенного места жительства — непростая задача, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Круглый.
 
«Центры правовой помощи можно и нужно создать, например при НКО, — сказал Круглый «Парламентской газете». — Но не все бездомные захотят регистрироваться, у каждого из них своя история. Большинство из них и сейчас могут социализироваться, но многие не хотят по разным причинам».
 
По словам сенатора, следует решать проблемы таких граждан в первую очередь через государственную поддержку НКО, которые могут найти к ним подход.
 
«Сегодня в России нет государственной системы помощи бездомным, большую часть усилий в этой сфере предпринимает общество, некоммерческие организации. Но без государства решить их проблемы невозможно», — сказала «Парламентской газете» Елена Тополева-Солдунова. 
 
По ее словам, таких проблем очень много. Во-первых,  нужна еда, одежда, кров, а приютов на всех не хватает. В итоге бомжи ночуют где попало и создают угрозу своему здоровью и безопасности окружающих. Чтобы они вернулись к нормальной жизни, им требуется социальная адаптация, психологическая поддержка, лечение, трудоустройство.
 
«Помощь бездомным должна быть общей заботой всех органов власти, а не только отдельных некоммерческих организаций», — подчеркнула эксперт.
d31b06d5a74fdde8ee68c8dbc1ffb8e5

В России предлагают создать отдельное ведомство по миграционной политике

Сенатор Владимир Джабаров считает, что оно должно заниматься не только оперативной работой, но и планированием процессов, связанных с массовым въездом в страну иностранцев


Чтобы предотвращать кризисы, обусловленные наплывом беженцев или засильем мигрантов, стране нужна единая федеральная структура, которая займется стратегическим планированием миграционных процессов с точки зрения безопасности и ситуации на рынках труда. Такую точку зрения высказал первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров 2 февраля в пресс-центре «Парламентской газеты», где эксперты и парламентарии обсудили возможность разработки единых международных стандартов по преодолению миграционных кризисов.
 
«Пока что мы не можем договориться даже по элементарным вопросам безопасности. А ведь одно из условий ее обеспечения — это в том числе предупреждение неуправляемых миграционных потоков. Они и сейчас продолжают двигаться на Европу. Но такое впечатление, что Запад, порушив мирную жизнь в странах Ближнего Востока, хочет спрятаться от беженцев за «стенами» своих границами. Думаю, этого у них не получится», — считает парламентарий.
 
Между тем, как напомнил первый замглавы комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Михаил Аничкин, есть действующая конвенция ООН о статусе беженцев, которую в разное время подписали 150 стран мира, включая страны Европы. Наряду с общими понятиями там, в частности, прописано, что каждый беженец должен подчиняться законам и мерам по обеспечению общественного порядка в стране, в которую прибыл. А государства — подписанты конвенции должны применять положения конвенции к беженцам «без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения». Похоже, в Польше, где не так давно военные отстреливали беженцев в лесах, про этот документ не слышали.
 
В свою очередь, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин подчеркнул: между беженцами, которые сотнями тысяч рвутся в Европу, и трудовыми мигрантами, которые едут в те же страны ЕС или Россию, существует огромная разница. И ее надо учитывать при выработке антикризисных миграционных стандартов. А ведь есть еще, по словам Жарихина, особые типы миграции, например переезд в цивилизационные центры, которые находятся не только в больших городах Европы или США, но и в России, или прибытие в страну соотечественников из-за рубежа, которым, как уверен эксперт, должны предоставляться существенные льготы при получении гражданства.
 
Насколько велики сегодня риски того, что большие миграционные кризисы могут возникнуть не только в Европе, но и в России? Эксперты считают, здесь нам есть над чем серьёзно задуматься. В частности, член Общественной палаты Максим Григорьев указал на необходимость тщательно изучить отрицательный миграционный опыт не только Европы, но и США, где, как сообщил эксперт, незаконно пересекает границу до пяти миллионов человек ежегодно.
 
Речь идет не только о росте уровня криминала в местах скопления мигрантов, а об опасности создания районов-«анклавов» внутри мегаполисов. Привычка жить в чужой стране, не обращая внимания на ее традиции и порядки, приводит, по словам экспертов, к следующему: если первое поколение переселенцев приезжает в страну, то их дети, как правило, уже не хотят трудиться в поте лица. Это в том числе порождает усиление этнической преступности, включая террористически ориентированные группировки. 
 
Всё говорит о том, что, помимо оперативной работы (отслеживание мигрантов, выдача разрешений им на проживание в РФ и так далее), которой занимается Главное управление МВД по вопросам миграции (бывшая ФМС России), необходимо вырабатывать прогнозы развития ситуации и пути решения проблем, порожденных миграционными кризисами. Владимир Джабаров уверен, что одно управление МВД просто физически не сможет заняться этим — не хватит сотрудников.
 
33d6755fda5ba636f2d0ec710b7465cd

В России могут усовершенствовать институт убежища

Предлагается принять новый единый законодательный акт, который комплексно урегулировал бы отношения в сфере предоставления убежища иностранным гражданам. В частности, речь идет о закреплении на законодательном уровне четырех видов убежища: предоставление статуса беженца, временное убежище, политическое убежище, временная защита – и критериев для их получения, соответствующих международным нормам права. Законопроект, направленный на совершенствование данного института в целях обеспечения выполнения Россией международных обязательств по отношению к ищущим на ее территории защиту лицам, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/01-22/00124403). Общественное обсуждение и антикоррупционная экспертиза документа закончатся 8 февраля.

Содержащееся в проекте определение правового статуса беженца корреспондирует критериям понятия беженец Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и удовлетворяет следующим условиям:

  • наличие у лица обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране своей гражданской принадлежности;
  • отсутствие возможности пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности или желания пользоваться такой защитой вследствие указанных выше опасений;
  • отсутствие возможности или желания у лица, не имеющего определенного гражданства и находящегося вне страны своего прежнего обычного местожительства, вернуться в нее вследствие таких опасений.

Правом на получение временного убежища предлагается наделять лиц, в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве они могут быть подвергнуты пыткам и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению. Право на предоставление политического убежища, в свою очередь, предусмотрено для лиц, ищущих защиту от преследования в стране гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность. Последняя разновидность убежища – временная защита – определяется документом в качестве экстренного предварительного средства обеспечения безопасности иностранных граждан, массово прибывших на территорию РФ.

Для лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, проектом предусмотрена обязанность прохождения процедуры дактилоскопирования и фотографирования, а также обязательного медицинского освидетельствования. Особое внимание отводится соблюдению конфиденциальности сведений о соискателях убежища и лицах, получивших его: предлагается установить запрет на предоставление кому бы то ни было информации в отношении указанных лиц без их письменного согласия – за исключением органов государственной власти РФ, которым такая информация необходима для исполнения своих полномочий, либо органов государственной власти третьего безопасного государства, на территорию которого получившие убежище лица добровольно выехали.

Помимо этого, спроектирована норма, предоставляющая право приобретения убежища не только самому соискателю, но и членам его семьи. При его одновременном прибытии в Россию с семьей решение планируется принимать с учетом сохранения ее целостности как в отношении несовершеннолетних членов семьи, так и лиц старше 18 лет. Вместе с тем лицо, получившее убежище на территории России и прибывшее отдельно, вправе подать заявление и получить убежище по одному месту пребывания со всеми членами семьи.

В случае принятия на основе законопроекта соответствующего закона лица, получающие убежище в России, смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения. Отметим, на сегодняшний день указанные гарантии законодательно не закреплены.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он отражает накопленный опыт правового регулирования вопросов предоставления отдельных видов убежища. По мнению авторов документа, его принятие позволит решить ряд вопросов в системе предоставления убежища. Напомним, на сегодняшний день законодательно закреплены только механизмы приобретения статуса беженца и политического убежища – они регулируются положениями Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-I "О беженцах" и Указа Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища". В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы в России предстоит создать унифицированный миграционный режим для долгосрочного пребывания на ее территории с лицами, ищущими убежище. Для этого, в свою очередь, необходимо систематизировать и модернизировать законодательство в указанной области.

170