Институт Практикующих Юристов

Межрегиональная конференция «Вместе против насилия: оказание помощи женщинам и детям в ситуации домашнего насилия»

Арсенихин А.Г. и Арсенихин А.А. приняли участие в межрегиональной конференции «Вместе против насилия: оказание помощи женщинам и детям в ситуации домашнего насилия», которая проводилась НООО «Нижегородский Женский Кризисный Центр» и длилась с 8 по 10 июня 2021 года в Нижнем Новгороде.

Целью межрегиональной конференции стало обучение специалистов социальной сферы успешным методикам и практикам работы с женщинами и детьми, пострадавшими от насилия, а также развитие межведомственного взаимодействия по профилактике домашнего насилия. За три дня работы специалистами, организовавшими данное мероприятие, и участниками конференции была проделана большая работа, в рамках темы конференции были затронуты многие острые социальные проблемы.

В том числе на семинарах и тренингах были собраны единые средства защиты прав и интересов ребёнка, в ходе чего участники разобрали много сложных и спорных вопросов, в том числе очень активно обсуждалась Конвенция о защите прав человека и основных свобод. К сожалению, оказалось, что она известна не всем представителям нашего сообщества. Участники познакомились с понятием человеческого достоинства, выяснили отличие прав человека от прав ребёнка, а также обсудили другие важные вопросы в рамках данного семинара. Поговорили и об оказании психологической помощи детям, пострадавшим от домашнего насилия, о насилии над детьми и его последствиях. По итогам мастер-классов была актуализирована информация о формировании травм ребёнка в связи с домашним насилием, психологической работе с детьми, где были использованы различные подходы.

Другой практический семинар был посвящен теме насилия в семье, его особенностям и возможным решениям. Специалист рассказала о фактах, которые способствуют формированию жертвы в семейной системе, о том, что делать, чтобы выйти из этого состояния, кроме того были проанализированы опорные моменты во взаимодействии с женщинами. По итогам семинара были разобраны игровые роли всеми известного «треугольника Карпмана» - самой распространенной модели взаимоотношений между людьми, где есть три роли – «агрессор», «жертва», «спасатель» и способам выхода из этих ролей. Чаще всего женщины, которые обращаются в Центр, находятся в роли «жертвы», они страдают, мучаются, плачут и не знают, как выйти из этого состояния. На семинаре специалист поделилась практическими упражнениями и методическими материалами, способными помочь специалистам при работе с такими женщинами, она показала пути выхода из бесконечных страданий и мук. По итогам семинара было получено много тёплых отзывов о работе специалиста, некоторые участники высказали желания поближе познакомиться с её работами. Тема оказалась очень актуальной, а также многих заинтересовала работа группы поддержки для женщин пострадавших от домашнего насилия.

Следующая тема, которую обсудили участники, коснулась особенностей работы с источниками домашнего насилия. Была рассмотрена «балинтовская группа» как метод повышения профессиональной компетенции и профилактики эмоционального выгорания среди специалистов, работающих с пострадавшими от домашнего насилия. В рамках темы «Особенности работы специалистов с источниками домашнего насилия. Профилактика эмоционального выгорания» участники вспомнили о том, что такое «эмоциональное выгорание», как из него выйти, этапы его развития. Клиническим путем попробовали исследовать, кто на каком этапе этого нелёгкого пути находится, а также попытались найти способы противодействия выгоранию. Во второй части семинара поговорили о профилактике, о том, по каким направлениям нужно вести работу, о самоподдержке, поддержке специалистов, о работе с потребностями, эмоциями, телом, с эмоциональными убеждениями, об ассоциативном поведении и выходах из конфликта.

В рамках конференции был проведён семинар посвященный особенностям работы с жертвами домашнего насилия и профилактике эмоционального выгорания, особенностям работы телефона доверия, сложностям и ресурсам. Специалист рассказала об организации работы с участницами телефона доверия и о помощи, оказываемой для пострадавших от домашнего насилия. Были разобраны сложные случаи, а также поговорили о том, какие различные типы клиентов бывают и как с ними вести себя консультанту.

В юридическом блоке специалисты рассказали о том, как оказать правовую помощь женщинам, оказавшимся в ситуациях домашнего насилия. Для участников конференции юристы разобрали сложные дела из своей практики. В первую очередь специалисты отметили, что домашнее насилие это нарушение прав человека и существует целый ряд обязательств перед теми, кто пострадал от домашнего насилия. Во многих случаях юристам приходится быть первопроходцами и поэтому не нужно бояться использовать максимум из правового инструмента для защиты прав пострадавших от домашнего насилия.

На следующий день многие семинары были продолжены, в том числе - «Эффективные средства защиты прав и интересов ребёнка», «Взаимодействие НКО и государства», «Насилие в семье: особенности и возможные решения, следствие психологической помощи детям, пострадавшим от насилия в семье».

Вместе с тем участники конференции обсудили стратегическое развитие и межсекторное партнерство. Разобрали что такое «стратегия» в принципе, какие есть инструменты анализа для того чтобы спрогнозировать будущее. Выяснили, что на самом деле сейчас происходит уникальная ситуация для обсуждаемой сферы, в которой с одной стороны идёт направление со стороны законодательных органов, ужесточение законов, а с другой стороны происходит развитие организаций, появляется много новых проектов. Сейчас открываются условия для горизонтального роста в обсуждаемой сфере, создаются возможности для объединения. Возник некий образ, который мог бы стать метафорой, аналогией развития, это образ кристалла, который бы сфокусировал деятельность коалиции на ключевых вещах в ближайшем будущем. Необходимо чтобы у коалиции стали появляться некоторые элементы институционализма в виде документов, стратегии, принципов, хартии. Сделать это нужно для того чтобы всем было понятно что это за коалиция и для чего она нужна, так как среди участников сложилось впечатление что здесь не хватает некого закрепления.

Ещё одна идея связана с диверсификацией лидерства. Какой бы ни был сильный Нижегородский женский кризисный центр, ему не хватит сил чтобы «тащить» на себе всю коалицию. Необходимо чтобы инициатива стала больше появляться в организациях других регионов, возможно и появление каких-то ключевых партнёров, ресурсных опорных центров. Также участниками был рассмотрен интересный «инсайт» про руководителей, в рамках которого пришли к выводу, что помимо подготовки специалистов нужно выделить отдельный блок направления по развитию руководителей организаций, отделений и прочего.

Участники межрегиональной конференции получили уникальный опыт, узнали много полезных практик и благодаря полученным знаниям смогут оказать необходимую помощь своим благополучателям на местах.

B Cs 4iW6zg

Принят закон о новых мерах адресной поддержки семей с детьми

Речь идет о поправках, предусматривающих установление ежемесячного пособия беременным, вставшим на учет на ранних сроках; ежемесячного пособия на детей от восьми до 17 лет из неполных семей с доходом ниже прожиточного минимума; пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет включительно в размере 100 % среднего заработка

Принят в третьем, окончательном чтении закон, положения которого направлены на реализацию задач, поставленных в Послании Президента РФ.

«Депутаты совместно с Правительством оперативно работают над выполнением Послания Президента. Приняты социально значимые законодательные инициативы, реализация которых должна начаться в ближайшее время», — сказал ранее Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

По его словам, одна из поправок касается размера пособия женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. «Размер такого пособия составит половину прожиточного минимума, а получать его с 1 июля будут те, у кого в семье среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума в регионе», — пояснил Вячеслав Володин. 

«Вторая поправка, — сообщил он, — вводит с 1 июля текущего года ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до 16 лет включительно. Такое пособие будут выплачивать родителям в неполных семьях с доходом ниже прожиточного минимума по региону. Размер выплаты будет приравнен к половине детского регионального прожиточного минимума. Важно, что размер пособия будет расти вместе с прожиточным минимумом». 

Еще одна инициатива предусматривает стопроцентную оплату больничного по уходу за детьми в возрасте до семи лет независимо от стажа родителей. «Это в первую очередь коснется матерей, имеющих небольшой стаж, и позволит поддержать молодые семьи с детьми-дошкольниками», — отметил Вячеслав Володин.

Подробнее о поправках

Закон предусматривает, что женщинам, вставшим на учет в медорганизации в ранние сроки беременности, будет с 1 июля 2021 года выплачиваться не единовременное, а ежемесячное пособие.

Пособие составит 50 % от прожиточного минимума в субъекте РФ. Право на эту выплату будут иметь женщины, срок беременности которых составляет шесть и более недель, если они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) и размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.

Ежемесячное пособие будет назначаться ПФР. Оно будет выплачиваться:

 - за период, начиная с месяца постановки на учет, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности – в случае ее обращения за указанным пособием в течение 30 дней со дня постановки на учет в медорганизации;

 - за период, начиная с месяца ее обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов или прерывания беременности – в случае ее обращения за указанным пособием по истечении 30 дней со дня постановки на учет в медицинской организации.

Перечень документов, необходимых для назначения пособия, и формы заявлений о его назначении установит Правительство.

Кроме того, законом вводится с 1 июля 2021 года новый вид выплат – ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до 16 лет включительно. Его размер составит 50 % от прожиточного минимума для детей в субъекте РФ.

Право на пособие будет у неполных семей, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ. Единственным родителем, имеющим право получить пособие, признается родитель ребенка, который указан в свидетельстве о рождении ребенка, при условии, что в этой записи отсутствуют сведения о втором родителе ребенка или сведения об отце в запись акта о рождении ребенка внесены по заявлению матери ребенка, либо в случае, если второй родитель ребенка умер, признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим.

Если в семье несколько детей в возрасте от восьми до 16 лет, пособие выплачивается на каждого ребенка с единственным родителем или на каждого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов.

Пособие устанавливается на 12 месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет.

Выплаты будут со дня достижения ребенком восьми лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком такого возраста, но не ранее чем с 1 июля 2021 года. В остальных случаях пособие выплачивается со дня обращения.

Еще один пункт — пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком до восьми лет. С 1 сентября 2021 года оно будет выплачиваться в размере 100 % среднего заработка.

Источник: http://duma.gov.ru/news/51525/

Скриншот 06 10 2021 170039

Как изменится назначение пенсий по инвалидности

Порядок назначения пенсий по инвалидности будет упрощен с 1 января 2022 года.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, которым предусматривается беззаявительный порядок пенсий, назначаемых по предложению органов службы занятости, страховых пенсий по инвалидности и социальных пенсий по инвалидности.

Каких пенсий коснутся изменения

- досрочные;

- назначаемые за выслугу лет;

- страховые и социальные пенсии по инвалидности;

- страховые пенсии по старости гражданам, достигшим 80 лет;

- страховые пенсии по потере кормильца.

Кроме того, аналогичная норма вводится в отношении всех страховых пенсий в случае, если они пересматриваются в сторону увеличения.

Что изменится

После внесения информации в федеральный реестр инвалидов эти данные будут автоматически направлять в Пенсионный фонд (ПФР). Сведения рассмотрят в течение пяти рабочих дней, после чего человеку направят извещение о назначении пенсии.

Кроме того, Пенсионный фонд будет обязан сообщать застрахованным лицам о предполагаемом размере страховой пенсии по старости один раз в три года через портал Госуслуг. Информирование будет предоставляться застрахованным лицам, достигшим возраста 45 лет и 40 лет (соответственно для мужчин и женщин), не являющимся получателями страховой пенсии по старости. 

Для пенсионеров, получающих повышенную на 25 % фиксированную выплату к страховой пенсии в связи с тем, что они не менее 30 календарных лет проработали в сельском хозяйстве, указанное повышение к фиксированной выплате будет сохраняться при их выезде на новое место жительства за пределы сельской местности. 

Источник: http://duma.gov.ru/news/51613/

EabPAacYZad0UHDECOVhdBpxgGbgS5KH

Установлены новые пособия для беременных и семей с детьми, находящихся в трудной материальной ситуации

Президент РФ подписал поправки, предусмотренные Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 151-ФЗ о выплате и назначении пособий беременным и гражданам, имеющим детей. Ознакомиться с полным текстом Федерального закона можно по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260051

С 1 июля 2021 года будут установлены пособия, которые будут выплачены женщинам, вставшим на учет в медорганизацию в ранние сроки беременности, и неполным семьям, имеющим детей в возрасте от 8 до 17 лет, у которых имеется низкий доход. 

Ежемесячное пособие беременным женщинам будет назначено в том случае, если:

- срок их беременности составляет шесть и более недель;

- они встали на учет в медорганизациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);

- размер среднедушевого дохода их семей не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания.

Пенсионный фонд России будет выплачивать пособия за период начиная с месяца постановки женщины на учет в медорганизацию, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности. Такой порядок предусмотрен, если за пособием женщина обратится в течение 30 дней со дня постановки на учет в медорганизации. После этого срока пособие будет выплачиваться за период начиная с месяца ее обращения за назначением указанного пособия, но не ранее наступления шести недель беременности, до месяца родов, прерывания беременности

Величина выплачиваемого пособия составит 50% от суммы прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте РФ по месту ее жительства (пребывания) или фактического проживания.

Второе ежемесячное пособие предусмотрено для ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Получить его может единственный родитель ребенка или родитель (иной законный представитель) ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, если при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя. Сумма выплат установлена как у первого пособия.

Кроме этого пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое в связи с уходом за больным ребенком в возрасте до 8 лет будет выплачиваться в размере 100% от среднего заработка с 1 сентября 2021 года.

scale 1200 7

Социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам

Обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб и гарантий соцзащиты являются одними из приоритетных направлений государственной политики России. Необходимость реализации этих направлений исходит из конституционных норм, провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

За последние годы сфера соцобслуживания претерпела значительные изменения, связанные со систематизацией правого регулирования, введением независимой оценки качества работы организаций соцсферы, запуском Единой государственной информационной системы социального обеспечения, субсидированием государственного социального заказа, расширением механизмов привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг и т. д. Все эти меры направлены на повышение эффективности и доступности соцобслуживания.

При этом государство не намерено останавливаться на достигнутом, о чем свидетельствуют и недавно внесенные в подпрограмму "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" госпрограммы РФ "Социальная поддержка граждан" поправки – с 17 апреля в качестве одной из главных задач реализации подпрограммы значится не просто укрепление материальной базы организаций системы соцобслуживания, а модернизация всей действующей системы соцобслуживания. И первые правовые "ласточки" такой модернизации начнут свой полет над законодательными просторами уже с 1 мая этого года.

Несмотря на то что в федеральных законодательных актах пока не появилось упоминание о таком новом направлении соцобслуживания населения, как социальные стационарозамещающие услуги пожилым гражданам и инвалидам, – хотя обобщение лучших практик субъектов РФ и разработка методических материалов в части предоставления услуг внедрения стационарозамещающих технологий, в том числе в удаленных и труднодоступных территориях, включено в Комплекс мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2021-2024 годы, утв. Правительством РФ 11 декабря 2020 года, – на федеральном уровне уже принят Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58962-2020 "Социальное обслуживание населения. Социальные стационарозамещающие услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам". Он вводится в действие впервые и вступит в силу с 1 мая.

Документ отражает новое направление в сфере соцобслуживания населения, связанное с предоставлением социальных стационарозамещающих услуг гражданам пожилого возраста и (или) инвалидам. Речь идет о тех услугах, которые предоставляются альтернативно стационарной форме социального обслуживания – в форме соцобслуживания на дому или в полустационарной форме в определенное время суток. При этом разовые и срочные услуги к стационарозамещающим не относятся (п. 4.2.1п. 4.2.9 ГОСТ Р 58962-2020). "Оказание социальных стационарозамещающих услуг должно быть организовано на постоянной основе, комплексно, последовательно и непрерывно", – подчеркивается в тексте стандарта.

Стационарозамещающие услуги будут оказывать инвалидам – лицам, имеющим нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, и гражданам пожилого возраста – лицам, которым назначена страховая пенсия по старости (п. 2.4.16 ГОСТ Р 52495-2005п. 3.1 ГОСТ Р 58962-2020). Напомним, сегодня на такую пенсию могут претендовать мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Примечательно, что действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 30 декабря 2005 г. № 532-ст, нормативные ссылки на который имеются в новом стандарте, относит к категории граждан пожилого возраста мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет. Но поскольку в ГОСТ Р 58962-2020 привязка сделана не к возрасту, а к факту назначения страховой пенсии по старости, то уместно применять возрастные критерии, предусмотренные в Законе о страховых пенсиях.

Оказание социальных стационарозамещающих услуг предусмотрено на территории постоянного проживания пожилого гражданина или инвалида в жилом помещении, находящемся в его собственности или предоставленном на условиях социального найма, в любые день и время суток. В свою очередь, на территории поставщика соцуслуг их оказание должно быть обеспечено в течение определенного времени суток, в дневное или ночное время, в выходные и праздничные дни (п. 4.2.6 ГОСТ Р 58962-2020). Причем в рамках нового направления соцобслуживания будет возможно задействование специального и табельного оборудования, аппаратуры и приборов, технически отличающихся от используемого при стационарном обслуживании, в том числе обеспечение получателя услуг оборудованием с возможностью дистанционного контроля его физического состояния или обеспечения связи с экстренными службами (п. 4.2.8 ГОСТ Р 58962-2020).

Напомним, что социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя соцуслуг не превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"). Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075. При расчете учитываются данные о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. Впрочем, региональными нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены и иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются на безвозмездной основе.

Источник: http://www.garant.ru/article/1460851/

bezimeni 1 0